Rod deti 4

 

Как помочь детям с нарушениями в общении

 

  • Агрессивный ребенок. Агрессия у детей может быть вызвана разными причинами, такими как недостаток внимания, низкая самооценка, стресс, страх, обида и т.д. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Родителям важно понять, что стоит за агрессивным поведением ребенка, и помочь ему справиться с негативными эмоциями. Не отвечайте агрессией на агрессию. Это только усилит напряжение и конфликт. Постарайтесь сохранять спокойствие и терпение, не кричите и не бейте ребенка. Поставьте четкие и понятные границы поведения. Объясните ребенку, что агрессия недопустима и имеет последствия. Наказывайте ребенка за агрессивные действия, но не за его чувства. Наказание должно быть справедливым, адекватным и последовательным. Признавайте и поддерживайте положительные стороны ребенка. Хвалите его за успехи, поощряйте за проявление доброты, сотрудничества, ответственности и т.д. Помогайте ребенку повышать самоуважение и самодоверие. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети более эмоциональны, импульсивны, активны или чувствительны, чем другие. Родителям нужно уметь адаптировать свой стиль общения к характеру ребенка, учитывая его потребности, интересы и способности. Обучайте ребенка альтернативным способам выражения эмоций. Помогайте ребенку распознавать и называть свои чувства, а также чувства других людей. Учите ребенка конструктивно разрешать конфликты, договариваться, просить помощи, извиняться и прощать. Предлагайте ребенку различные способы снятия напряжения, такие как физические упражнения, игры, хобби, музыка, рисование и т.д.
  • Лживый ребенок. Ложь у детей может иметь разные мотивы, такие как желание избежать наказания или критики, получить похвалу или внимание, защитить себя или других от угрозы или обиды, проявить фантазию или творчество и т.д. Родителям важно понять причину лжи ребенка и помочь ему формировать честное и доверительное отношение к окружающим. Не обвиняйте и не унижайте ребенка за ложь. Это может привести к обратному эффекту: ребенок будет бояться говорить правду или станет еще больше лгать. Постарайтесь сохранять спокойствие и уважение к ребенку, не называйте его лжецом или обманщиком. Поощряйте ребенка за правду. Если ребенок признался в своей лжи или сказал правду, даже если она неприятна, похвалите его за это. Покажите ребенку, что вы цените его честность и доверяете ему. Если ребенок совершил ошибку или нарушил правило, не наказывайте его за правду, а помогите ему исправить ситуацию и извлечь урок. Давайте ребенку хороший пример. Будьте честны сами в своих словах и поступках, не лгите ребенку или перед ним. Если вы сами попались на лжи, признайтесь в этом и извинитесь перед ребенком. Объясните ребенку, почему ложь плоха и как она может повредить отношениям с другими людьми. Развивайте у ребенка критическое мышление и моральные ценности. Учите ребенка различать факты и вымыслы, правду и ложь, добро и зло. Обсуждайте с ребенком разные ситуации, в которых он может столкнуться с ложью, и как он может поступить в них. Помогайте ребенку формировать свое мнение и позицию, уважать чужое мнение и позицию. Воспитывайте у ребенка ответственность за свои слова и действия, а также за последствия своей лжи.

 

  • Драчливый ребенок. Драки у детей могут быть вызваны разными факторами, такими как желание проявить силу или доминирование, защитить свои интересы или права, отвести злость или агрессию, подражать взрослым или сверстникам и т.д. Родителям важно понять причину драк ребенка и помочь ему научиться мирно урегулировать конфликты. Не игнорируйте, но и не поддерживайте драки ребенка. Это может привести к тому, что ребенок будет считать драки нормальным или желательным способом разрешения проблем. Постарайтесь предотвратить драки, если видите признаки конфликта, или прекратить драки, если они уже начались. Не сторонитесь или не подбивайте ребенка на драку, не хвалите его за победу или не упрекайте за поражение. Объясните ребенку, что драки недопустимы и опасны. Покажите ребенку, что драки могут причинить вред не только ему самому, но и другим людям. Расскажите ему о возможных последствиях драк: травмах, болезнях, штрафах, изоляции и т.д. Наказывайте ребенка за драки, но не физически, а лишая его чего-то ценного для него: игрушки, компьютера, похода в кино и т.д.
  • Застенчивый ребенок. Застенчивость у детей может быть вызвана разными причинами, такими как недостаток внимания, низкая самооценка, стресс, страх, обида и т.д. Родителям важно понять, что стоит за застенчивым поведением ребенка, и помочь ему справиться с негативными эмоциями. Не давите на ребенка и не заставляйте его общаться с незнакомыми людьми или сверстниками. Это может только усилить его страх и неловкость. Постарайтесь создать для ребенка комфортную и безопасную обстановку, в которой он будет чувствовать вашу поддержку и доверие. Признавайте и поддерживайте положительные стороны ребенка. Хвалите его за успехи, поощряйте за проявление доброты, сотрудничества, ответственности и т.д. Помогайте ребенку повышать самоуважение и самодоверие. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети более эмоциональны, импульсивны, активны или чувствительны, чем другие. Родителям нужно уметь адаптировать свой стиль общения к характеру ребенка, учитывая его потребности, интересы и способности. Обучайте ребенка социальным навыкам и правилам общения. Помогайте ребенку распознавать и называть свои чувства, а также чувства других людей. Учите ребенка конструктивно разрешать конфликты, договариваться, просить помощи, извиняться и прощать. Предлагайте ребенку различные способы выражения эмоций, такие как физические упражнения, игры, хобби, музыка, рисование и т.д.
  • Надоедливый ребенок. Надоедливость у детей может быть вызвана разными причинами, такими как желание привлечь внимание, получить похвалу или одобрение, испытать границы или авторитет взрослых, скрыть свою неуверенность или неудовлетворенность и т.д. Родителям важно понять, что стоит за надоедливым поведением ребенка, и помочь ему удовлетворить свои потребности в адекватной форме. Не игнорируйте или не отвергайте ребенка за его надоедливость. Это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя нежеланным или нелюбимым. Постарайтесь сохранять теплое и внимательное отношение к ребенку, не кричите и не ругайте его. Поставьте четкие и понятные границы поведения. Объясните ребенку, что надоедливость неприятна и раздражает других людей. Наказывайте ребенка за надоедливые действия, но не за его чувства. Наказание должно быть справедливым, адекватным и последовательным. Признавайте и поддерживайте положительные стороны ребенка. Хвалите его за успехи, поощряйте за проявление доброты, сотрудничества, ответственности и т.д. Помогайте ребенку повышать самоуважение и самодоверие. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети более эмоциональны, импульсивны, активны или чувствительны, чем другие. Родителям нужно уметь адаптировать свой стиль общения к характеру ребенка, учитывая его потребности, интересы и способности. Обучайте ребенка социальным навыкам и правилам общения. Помогайте ребенку распознавать и называть свои чувства, а также чувства других людей. Учите ребенка конструктивно разрешать конфликты, договариваться, просить помощи, извиняться и прощать. Предлагайте ребенку различные способы выражения эмоций, такие как физические упражнения, игры, хобби, музыка, рисование и т.д.

 

 

 

Психотерапия неуспеваемости

 

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

 

 

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

 

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.

При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

 

 

Родителям о наказаниях

Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить по­ведение ребенка.

Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.

Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.

Частые наказания побуждают ребенка оставаться ин­фантильным.

Наказание может заставить ребенка привлекать внима­ние родителей любыми средствами.

Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

 

Чем заменить наказания?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведе­ние неправильно, но будьте предельно кратки.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ре­бенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

 

 

Na glavnuyu